Секс на Руси

Голливудские правила секса, интимная раскрепощенность Западной Европы, да экзотическая камасутра — те немногие образчики интимной жизни, с оглядкой на которые строят постельные отношения влюбленные современной России. Одно время в получившей свободу стране, в том числе — свободу сексуальную, только и слышно было: индийская камасутра, французская любовь, шведская семья. Неужто на Руси не было сексуальных традиций?

История секса от Древней Руси до современной России

Были! Традиции, в том числе — сексуальные, есть у любого народа. Но, с одной стороны, на Востоке куда бережнее относились к письменным источникам, потому и дошли до нас в девственном виде древнеиндийские трактаты интимного свойства, с другой — на Западе реклама куда лучше, чем в России, поэтому в представлении многих мы только и делаем в постели, что копируем европейцев.

История секса от Древней Руси до современной России:


Можно считать, что история древних славян начинается с в середине I тыс. до н.э, когда начало происходить постепенное разделение среди прасловян на западных славян живущих на севере Центральной Европы, и восточных (русских славян) поселившихся в Среднем Поднепровье. Но так как о сексуальной жизни тех времен неизвестно ничего, мы будем рассматривать лишь период от становления Руси как самостоятельного государства.

Секс в Древней Руси


В ведической период, мы условно будем назвать его «Древняя Русь», это очень интересное время касаемо сексуальной культуры. В Древней Руси существовало множество интересных традиций и обрядов связанных с сексом. Был культ фаллоса, не зря же даже идолы богов имели форму мужского полового органа.

Преобладали на Руси в ту пору патриархальные отношения и многоженство (обычно — от двух до четырех жен). При этом, по версии некоторых исследователей, ни в одном из племен жены в рабском подчинении мужей не были. Более того, «нелюбимые» жены могли почти официально, не таясь, изменять мужьям. И если находили кавалера, который «предлагал им свое сердце», обещая сделать «главной» женой, древнеславянские барышни меняли супруга.

Секс в те времена был не супружёской обязанностью и «долгом», а таинством, тесно связанным с силами природы и богами. Например, для того что бы получить хороший урожай посевные работы мужчины проводили без одежды, что символизировало брак с матушкой землей. А в ночь после посева, мужчины и женщины занимались сексом в поле, что бы защитить урожай от всяческих напастей.

Секс на Руси

Девственность в те времена не ценилась. Считалось даже, что плоха та невеста, которая никому была не нужна. Если же, по каким-то причинам, девушка до свадьбы оставалась девственницей, проводился ритуал, который сложно представить в славянском мире:

Что бы очистить невесту от нечистой силы, за один день до свадьбы, волхов парил её в бане и в это время лишал её девственности. Он, как тогда считалось, забирал из девушки злого духа и наделял её энергией Макоши, Матери Земли. После совершения полового акта волхов выводил новобрачную на пашню, она голая и с распущенными волосами, босыми ногами должна идти по земле. Этим самым девушка черпала женскую силу перед вступлением в брак.

Был в почете и групповой секс. По свидетельствам византийского историка VI века Маврикия Стратега, по праздникам, селившиеся по берегам рек восточные славяне, мужчины и женщины, купались вместе, нагишом и занимались любовью на озерной или речной отмели, а то и на плаву среди широкой реки. По поверьям, секс в воде позволял зарядиться энергией Матушки Земли, которую впила себя вода стекая по склонам гор.


Зимой, когда реки и озера замерзали, славяне подпитывались энергией в банях. В Древней Руси не было разделения бань на женские и мужские дни, поэтому совместное омовение очень часто сопровождалось сексуальными играми и оргиями.


В самую сакральную ночь в году, в ночь Ивана Купалы (раньше этот праздник был в честь бога женитвы Лада), разрешалось менять партнёров, и один мужчина за ночь мог иметь секс с несколькими женщинами. Так поступали и женщины тоже. Это с точки зрения ведической культуры объяснялось тем, что в ночь Купалы открыты все энергоканалы человек, а через половой акт можно зарядиться энергией жизни «живой» на целый год. Было и множество других традиций.


«Фирменным» же знаком древнеславянских интимных отношений было отсутствие традиций скотоложства и гомосексуализма, а также категорическое нежелание мужчин выносить свои победы над дамами на всеобщее обсуждение. Бахвальство же успехами у дам практиковали и древнеиндийские герои, и западноевропейские рыцари.

Дохристианский период. Первые сексуальные запреты


В десятом веке на Руси началась борьба за моральные устои, и начала ее княгиня Ольга , правившая Древнерусским государством с 945 до 960 года. В 953 году она издала первый известный нам указ на сексуально-свадебную тему — о денежной или вещевой компенсации за бездевственность.

Однако традиция лишения девушек девственности волхвами перестала существовать лишь спустя три года. Когда князь киевский Святослав Игоревич в 967 году, провозгласил, что отныне лишение девственности — прямая обязанность мужа и его достоинство. Святослав попытался запретить и танцы «в непотребное время», то есть в дни, когда всерусских праздников не отмечалось. Дело в том, что танцы у многих народов мира, в том числе и у славян, считались забавой эротической — во время прыжков и подскоков оголялись интимные места, в обычное время прикрытые юбкой, хламидой (накидкой) или кофтой. Но это было явным перебором сексуальных реформаторов — народ начал бунтовать. Пришлось указ отменить.


В это же время в сексуальных традициях наших предков появляется насаждаемое чувство стыда, молодым девушкам «не пристало» оголять тело. Но это только до свадьбы, женатые же люди продолжали вести привычную им половую жизнь. В то время практиковалось и многожёнство. Знатный боярин мог позволить себе несколько жён, причём все они жили дружной семьей и порой практиковали групповой секс.

С появлением табу на досвадебный половой акт начинает появляться в фольклоре замена истинных названий полового акта и «срамных» органов человека однокоренными словами и идиомами. Отсюда фолклорные выражения «еться», «ерить», «ериться», «хер» и прочее. В народном творчестве появляются эротические сказки – раз нельзя делать, то нужно хоть послушать. Введённые тогда запреты казались славянам дикими и жестокими. Но если бы они знали, что будет дальше…

Секс в раннехристианскую эпоху


А дальше князь Владимир Красное Солнышко в десятом веке стал искусственно насаждать христианство, учёние, чуждое русскому человеку. Вместо слияния с природой и служения богам, был введён культ угнетения и подчинения церкви. И сразу же секс превратился из ритуала и таинства в вещь постыдную. Считалось, что сексом нужно заниматься только для продолжения рода. Естественно, все языческие ритуалы с применением полового акта стали вне закона.


Так же запрет коснулся и различных видов секса – орального, группового и ритуального. Теперь половой акт обязательно должен происходить за закрытыми дверями. Церковь внушала нашим предкам – удовольствие это грех, секс это грех. Считалось, что женщина после «отдачи супружеского долга» должна несколько часов подряд молиться богу, стоя на коленях перед иконами.

В это же время были уничтожены почти все источники эротической литературы, вот поэтому сейчас эта тема почти не раскрыта, и о сексе в Древней Руси ходит очень много мифов и небылиц.

Интересно то, что у самого князя Владимира было двенадцать официальных жен, и 800 наложниц (300 в Вышегороде, 300 в Белегороде, 200 на Берестовем). У князей на Руси всегда было принято многоженство, что подтверждает арабский путешественник Ибрагим Ибн-Якуб, отмечающий, что они держат взаперти по 20 и более жен.

Сатанинские страсти


Главную же лепту в обуздание «сатанинских страстей» на Руси внесла православная церковь, начавшая реально утверждаться на Руси в XII веке.

Как класс, были ликвидированы волхвы. Акушерок-знахарок объявили «бабами богомерзкими», подлежащими полному изничтожению. Даже защита от зачатия путем приема трав считалась «убивством тяжким».

Татаро-монгольское иго не помешало православию начать борьбу с такими видами мылен (бань), как девичья (за день до свадьбы) и брачная (совместная баня супругов сразу после бракосочетания). Их подменили обязательным раздельным омовением супругов после «греха соития». Секс даже между супругами стали считать греховным, исключение составляло только соитие ради зачатия.

Церковь запрещала женщинам «возводить брови и краситися, дабы не прельстити человекы во погыбель сласти телесныя». Многочисленные посты и постные дни (среда и пятница) оставляли супругам зазор лишь в 50 сексуальных дней в году. Причем в каждый из тех дней, хотя бы и свадебный (!) — не более одного акта.

Ввели запрет на позицию «стоя» — забеременеть в ней трудно, а значит она «не чадородия для, а токмо слабости ради», то есть во имя удовольствия. Тех, кто совершал половые акты в воде объявляли колдунами и ведьмами. Нормы христианства предписывали женщине во время соития лишь одну позицию — лицом к лицу, неподвижно лежа снизу. Возбранялись поцелуи тела. «Доброй женой» считалась асексуальная супруга, испытывающая отвращение к половой жизни.

Жестоко карались и молодожены, которые во время свадебного пиршества использовали старославянский обряд, — брались за куриные лапки и разрывали курицу пополам. Олицетворявший лишение девственности обычай был признан «бесовским действом».

Во время исповеди каждый должен был отчитаться об интимных делах своих. Попам предписывалось задать мирянам массу вопросов на эту тему, в том числе и такой: «Не влагали ль вы уста и перста свои ближним своим в места непотребные и куда ненадобно?».

По «Домострою», все присутствующие на свадьбе должны были узнать, девственна ли новобрачная – это был обязательный ритуал. У комнаты, где была застелена постель для жениха и невесты, оставались постельничие. Через полчаса, как «новобрачный позанимается делом своим – тем, от чего и родятся дети», жених отправлял дружку к тестю и теще и передавал им слова благодарности за «сохранение» дочери. На следующий день отец жениха «сыну своему да снохе своей по случаю вскрытия давал благословение». Хорошее название попы придумали – «вскрытие»…

Русский народ, однако, подозрительно вяло реагировал на поповские проповеди. Как самое доступное средство выражения эмоций в нечеловеческих условиях жизни, креп и развивался матерный сленг. Причем из всего-то шести-семи неоднокоренных слов грязно-сексуального характера было насочинено такое количество вариаций, что по сей день не приснится всем языкам мира, вместе взятым. Из них слагались частушки, потешки, пословицы, поговорки. Ими пользовались и в лихих ссорах, и в шутейных разборах, и в бытовых разговорах.

Примечательна, в частности, и реакция народа на "роль груди на Руси". Церковь во все времена высмеивала и охаивала большую женскую грудь, вплоть до того, что блудниц на иконах писали с лицами страшными и грудями огромными. Люди же на подобное реагировали одинаково — старались брать в жены девок дородных, с бюстом размера седьмого-восьмого. Да и девицы применяли массу ухищрений, чтобы сделать грудь побольше.

До наших дней дошел рецепт зелья, который применяли в деревнях Центральной России те, у кого грудь была менее четвертого размера. Три ложки женского молока, ложка меду, ложка растительного масла и кружка отвара мяты перечной. Грудь, сказывают, росла, как на дрожжах.

За прелюбодейство могли дать до 10 лет каторги обоим, за блуд, как правило, карали 10-15 годами ежедневных покаяний в церкви

B XVI веке следует искать и истоки странных отношений между зятем и тещей. В ту пору отцы стремились выдать дочерей замуж как можно раньше, девственницами — по одним данным в 9 — 12 лет, по другим в 12-13. Сердобольные же мамаши, дабы обезопасить своих девочек от фатальных исходов, в первую же брачную ночь сами ложились под зятьев. И затем, продолжая бережно охранять здоровье юных дочек, года 2 — 3 делили ложе и с мужем, и с зятем. Тесть, в свою очередь, тоже мог исполнять супружеские обязанности вместо малолетнего сына. Подобные сношения-отношения до такой степени превратились в норму, что церковь пошла напопятную! Если за обычное прелюбодейство могли дать до 10 лет каторги обоим, за блуд, как правило, карали 10-15 годами ежедневных покаяний в церкви, то за прелюбодейство между зятем и тещей самым суровым наказанием было 5 лет епитимии — ежедневных покаяний в церкви (то есть человек приходил из дома в храм, вставал на колени и часа два бил поклоны, прося прощения у Господа).


Секс на Руси в допетровскую эпоху


Запреты церкви привели к тому, что к пятнадцатому веку секс из наслаждения и энергообменного процесса превратился в грязное и греховное занятие. Старообрядческая христианская церковь даже определяла дни, когда сексом заниматься было категорически нельзя – это время духовных постов, религиозные праздники и дни торжественных богослужений.

Также под запретом стали и некоторые позы при занятии любовью. Запрещалось предаваться утехам стоя, в колено локтевой позе. Единственно допустимой стала лишь поза миссионерская. Культивировалось понятие, что секс для женщины это постыдное занятие, и «можно» только несколько раз в год, когда велика вероятность забеременеть. Так, полностью уничтожились представления о сексе, как о культурном явлении.

Что же до церковных запретов на сексуальные радости, то уже к XVIII веку бытовала поговорка: "грех — когда ноги вверх, а опустил — Господь простил!".

Но крестьянское население страны, вплоть до начала девятнадцатого века хранило некую информацию о сексуальных традициях. Хотя порядком рафинированную. Так, сохранился в сёлах обряд плодородия. Только теперь на свежевспаханной земле не совершался половой акт, а обходилось только катанием обнажённых женщин по пашне. При этом мужчинам запрещалось созерцать это действие.

Сексуальный пик


По мнению этнографа Николая Гальковского, "сексуального пика" Россия достигла в XVI веке во время правления Ивана Грозного — "простой народ погряз в разврате, а вельможи изощрялись в противоестественных формах этого греха при попустительстве, а то и двойственной позиции церкви".

Совокуплениями занимались не только в кабаках, но порой и на улице. Главными же борделями стали бани, общие в то время для мужчин и женщин. Свадьбы имели обыкновение отмечать два-три дня, причем уже во второй день невозможно было найти ни одного трезвого и совсем немногие гости к этому времени не имели половых связей с тремя-четырьмя представителями противоположного пола.

Еще круче кутили богачи. Их свадьбы длились неделю. И тон, как правило, задавали опричники — главные виновники проникновения на Русь содомского греха (гомосексуализм). Число извращенцев росло и в монастырях. Дело дошло до того, что замечен был в скотоложстве глава русской церкви митрополит Зосима (еще в XV веке).

На свадьбах же в царских семьях гуляли по две недели. И единственное, чего боялись на них — сглаза. Например, третья жена Ивана Грозного Марфа Собакина скончалась через две недели после бракосочетания. Все современники уверяли — от сглаза. Конечно, никто не измерял, сколько она к тому времени выпила, сколько съела и не было ли у нее сифилиса. Кстати, сифилис, по мнению авторитетнейшего русского историка Николая Костомарова, завезли в Россию иностранцы в начале XVI века, а уже к концу оного он стал косить россиян не хуже холеры или чумы.

Похабные сказки


Лубок-балагурник
Русские комиксы Лубок-балагурник

На многочисленные сексуальные запреты народ реагировал бурно: эмоции выражал свободно – попросту матерился. В бранной речи же, что ни слово, то сексуальный контекст. Похабными сценками запестрил и лубок-балагурник (этакие старорусские комиксы) – популярный на Руси в XV-XVI веках. Некоторые сказки тоже отличались живостью сексуальных сцен: то жена мужу изменит, а он об этом прознает; то вздумают женить дурака, а как себя вести в первую брачную ночь, тот не в курсе. Непристойность и матерщина, приправленная юмором, чуть ли не в каждом предложении.

Эти сказки были распространены в русском быту, передавались из уст в уста. Исследователь народного творчества, литературы и фольклора, историк XIX века Александр Николаевич Афанасьев даже составил и опубликовал (правда, за границей) отдельный сборник «Русские заветные сказки», в который включил народные истории эротического содержания. Впервые в России этот сборник был опубликован лишь в 90-х годах прошлого века, то есть уже практически в наши дни.

Русские заветные сказки - Александр Николаевич Афанасьев

В «Заветных сказках» Афанасьева много символов и историй, связанных с языческими обрядами. Это заставляет иначе взглянуть на знакомые нам сюжеты.

Выражение «покушать горошку» означало у наших предков «забеременеть», потому что в сказках до неба увеличивается в размере гороховый стебель, символизирующий плодородие (читай – мужской член).

Мужское достоинство в сказках нередко называлось гребнем, чесалкой, расческой. Логика проста: волосы, согласно мифологической ассоциации, – это обилие, а значит, плодородие. Поэтому-то стоило главному герою сказки бросить гребень в чистое поле, как на этом месте сразу же вырастал лес.

А женское естество нередко ассоциировалось с золотым кольцом, золотой дырой, колодцем. В одной из былин жена говорит мужу: «…мы с тобою сваечкой поигрывали. Мое было колечко золоченое, твоя сваечка была серебряна». Поэтично…

Каким должен быть брак, описано в «Повести о Петре и Февронии Муромских», XVI век, автор Ермолай-Еразм. Так, в одном из эпизодов супруги плывут на лодке. Некий мужчина засмотрелся на Февронию с вожделением. В ответ она сказала: «Зачерпни воды из реки с этой стороны судна. И выпей. Зачерпни воды с другой стороны судна. И снова выпей. Одинакова ли вода или одна слаще другой?» Он ответил, что одинакова. «Вот и женское естество одинаково. Зачем же ты, свою жену оставив, думаешь о другой?».

Словом, сам по себе секс перестал быть делом праздничным и естественным, перейдя в разряд интимных, тайных, заветных и даже неприличных.

Окно в Европу… а запреты продолжаются.


Продолжил тему запретов Петр I. В «Воинском уставе» 1715 г. он осудил блуд, кровосмешение, двоеженство, посещение притонов и прочее (раз осудил, значит, все это активно практиковалось…). Так же, указом от 1714 года, Петр I запретил дворянам жениться раньше 20, а выходить замуж — до 17, что положило конец сексуальным отношениям между тещей и зятем.
Не менее строгие указы на тему морали и нравственности издавали и последующие монархи.

Так, в 1784 году, Екатерина Великая, запретила использование общих бань, повелев строить мыльни раздельные — для мужчин и женщин. Впрочем, с того же времени можно вести отсчет и "основанию" при банях кабинетов и апартаментов для любовных утех.


Но справедливости ради надо отметить, что указы и запреты издавались власть имущими и духовенством все больше для простого народа. У аристократии же личная жизнь оставалась бурной. Об официальных фаворитах и тайных возлюбленных Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II (и ее щедрых подарках им) известно многое. В дворянских домах также кипели страсти и интриги. Эротическим подтекстом наполнены и литература, и искусство того времени.

Спустя полвека в России появились первые публичные дома. С 1843 года в ряде больших городов (начиная с Петербурга) полиция стала выдавать официальные разрешения на открытие по французскому образцу легальных и находящихся под медицинским контролем домов терпимости. Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи», описывая жизнь столицы с середины XIX века, не раз говорит о шикарных публичных домах и уличных марухах (проститутках), о номерах свиданий при роскошных ресторанах вроде «Эрмитажа» и притонах Хитровки.

Сексуальная революция


В начале 20го века на весь мир прогремела фраза Александры Коллонтай - "Секс должен быть так же естественен, как желание выпить стакан воды". Да, впервые это было публично произнесено на митинге именно в России, да еще и женщиной .


В 1918 году революционный совет депутатов в Екатеринбурге попытался даже... обобществить женщин.

Да-да, сделать их общими как позднее землю и орудия труда в колхозах. К счастью, дальше прокламации дело не пошло - снизу не поняли, да и сверху одернули .

В 1924 году в свет вышла книга «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата», где говорилось, что любовь свободна. Но в брак рекомендовалось вступать не ранее чем в 20-25 лет. Неофициальный секс не приветствовался, половое разнообразие тоже. Кроме того, частые занятия любовью запрещались, ведь это могло истощить физиологические и творческие силы человека, которые он мог бы потратить с пользой для государства.

Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата

Также «Заповеди» регламентировали вопрос ревности. Ее в отношениях двух взрослых людей быть не могло. Как не могло быть и элементов флирта, ухаживаний, кокетства и прочих методов завоевания. Но главное: «преддверием к половому акту должно было быть обострившееся чувство всесторонней близости, глубокой идейной и моральной спайки… Социальное, классовое впереди животного, а не наоборот!»

Собственно, так и было, эмоции и инстинкты долгое время в Советском Союзе подавлялись, сексуальные желания всячески сдерживались и осуждались общественным мнением. Чего стоит одна фраза "В СССР секса нет", публично произнесенная в одной из передач советского ТВ.

В 1986 году телеведущие Владимир Познер и Фил Донахью организовали один из первых советско-американских телемостов, который режиссировал Владимир Мукусев. В ходе общения американская участница телемоста задала вопрос:
«…У нас в телерекламе всё крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?»

Советская участница Людмила Николаевна Иванова (в то время — администратор гостиницы «Ленинград» и представительница общественной организации «Комитет советских женщин») ответила:
«Ну, секса у нас… (смешок) секса у нас нет, и мы категорически против этого!»

После этого аудитория рассмеялась, и какая-то из советских участниц уточнила:
«Секс у нас есть, у нас нет рекламы!»

В обиход вошла искажённая и вырванная из контекста часть фразы: «В СССР секса нет».
wikipedia

Читайте также: «Секс в СССР»

353
0
+3




Комментарии:
Написать комментарий