Секс в СССР

Не секрет, что до 1917 года «секс в России был», и сексуальная культура не многим отличалась от сегодняшней. В чем-то, общество было более сдержанным, например измена жене могла быть препятствием на карьером пути мужчины. В чем-то, наоборот, к примеру, существовали официальные «дома терпимости». Но в целом, культура походила на сегодняшнюю.

Все изменилось с революцией 17-го года. И изменилось далеко не в лучшую сторону!

Всем известна фраза «в СССР секса нет», и именно так большинство людей представляет себе весь период существования «страны советов», но на самом деле, в 20-х годах было совсем другое отношение к сексу. Институт семьи был практически уничтожен. В стране царила распущенность, да такая, что современному россиянину ее последствия могут показаться ужасными. Но обо всем по порядку.

Секс в СССР

Теория «Стакан воды»


В 1917 году произошла не только смена власти в стране, этот событие коснулось практически всех сфер жизни. Конечно, сексуальная жизнь не осталась в стороне. Но, тут стоит отметить, что изменения в первую очередь происходили в городах, деревни меньше пострадали от этой стороны революции.

В целом сексуальные устои в послереволюционные годы отлично характеризует прогремевшая на весь мир фраза на весь мир прогремела фраза Александры Коллонтай - "Секс должен быть так же естественен, как желание выпить стакан воды". Да, впервые это было публично произнесено на митинге именно в России, да еще и женщиной.

Александра Коллонтай - единственная женщина в правительстве и секс-символ революции
Александра Коллонтай - единственная женщина в правительстве и секс-символ революции

Надо сказать, что Ленин, весьма скептически относившийся и к самой теории Коллонтай и к претворению этой теории в жизнь, как-то остроумно заметил, что нормальный человек предпочитает пить чистую воду из чистого стакана, а не зловонную жижу из придорожной лужи…

Многие положения большевиков в сфере «сексуального законодательства» даже сегодня выглядят сверхлиберально. Так, вскоре после знаменитых декретов «О мире» и «О земле» выходят декреты Ленина (19 декабря 1917 года) «Об отмене брака» и «Об отмене наказания за гомосексуализм» (последний — в составе декрета «О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния»). В частности, оба декрета предоставляли женщине «полное материальное, а равно и сексуальное самоопределение», вносили «право женщины на свободный выбор имени, места жительства». По этим декретам «сексуальный союз» (второе название — «брачный союз») можно было как легко заключить, так и легко расторгнуть.

В 1919 году директор Института социальной гигиены Баткис с удовлетворением констатировал: «Брак и его расторжение стали исключительно частным делом... С удовлетворением также можно видеть, что количество сексуальных перверсий (извращений), будь то изнасилование, сексуальное надругательство и т.п., вследствие раскрепощения нравов сильно сократилось». Именно в это время появилась и теория о любви как «о стакане выпитой воды».

Комсомолка! Отдаться по первому требованию


В 1918 году был принят первый устав РКСМ (позже ВЛКСМ), там были описаны не только требования к комсомольцам, но и некоторые моральные аспекты жизни молодежи. В частности, имелся следующий пункт:

Каждая комсомолка обязана отдаться любому комсомольцу по первому требованию, если он регулярно платит членские взносы и занимается общественной работой.

Каждая комсомолка обязана отдаться любому комсомольцу по первому требованию

Таким образом, было закреплено право мужчин получать от женщин интимные услуги по первому требованию. Это привело к целому десятилетию фактического беспредела в сексуальных отношениях. Многое зависело от местной власти, но в целом нравы были очень свободными. Во многих местностях проводили «комсомольские вечерки», где сначала читали сочинения классиков марксизма, новости из газет, а потом каждый комсомолец мог выбрать любую комсомолку и «попробовать» ее.

В газетах тогда публиковались весьма откровенные письма, авторы которых честно признавались: «Половой вопрос просто разрешить в коммунах молодежи. Мы живем с нашими девушками … У нас распространены вечорки, где идет проба девушек. Это, конечно, безобразие, но что же делать, раз публичных домов нет?».

Даже существовали женские коммуны, они по сути являлись своеобразным социалистическим борделем, где любой рабочий мог бесплатно удовлетворить свои потребности.

Часто комсомольские ячейки видели свою приоритетную задачу в раскрепощении молодежи, развале старого мещанского быта, и занимались пропагандой не коммунизма, а свободной любви. На комсомольских собраниях могли со всей серьезностью осудить комсомолку А. не желающую по-товарищески «помочь» комсомольцу В. По всей России создавались кружки «Долой невинность!».

На улицах городов можно было видеть никого в ту пору уже не удивляющие демонстрации нудистов, расхаживающих в голом виде молодых людей и девушек с кумачовыми лентами через плечо и надписями на них: «Долой стыд!». Даже общество с таким названием было официально зарегистрировано.

Фрагмент эротической азбуки 20-х годов
Фрагмент эротической азбуки 20-х годов

Английский писатель Герберт Уэллс, посетивший революционную во всех отношениях страну, откровенно написал впоследствии об увиденном: «В городах России наряду с подъемом народного просвещения и интеллектуальным развитием молодежи возросла и ее распущенность, особенно в вопросах пола».

Наряду с этим в деревнях все оставалось по-прежнему, у девушек ценилась чистота, браки поддерживались. Собственно, это неудивительно сельские жители всегда были более консервативными.

Декрет «объ отмене частного владенiя женщинами»


Сразу после революции в некоторых губерниях обобществляли женщин. Там издавались декреты, что мужья не имеют права единоличного пользования женами, устанавливались нормативы.

Так, в марте 1918 года в Саратове был опубликован весьма спорный декрет «объ отмене частного владенiя женщинами» первый же пункт которого гласил: «С 1 января 1918 года отменяется право постоянного владения женщинами, достигшими 17 лет, и до 30 лет».

Декрет провозглашал: «До сих пор законные браки служили серьезным оружием в руках буржуазии в борьбе ее с пролетариатом, благодаря только им все лучшие экземпляры прекрасного пола были собственностью буржуев империалистов и такой собственностью не могло не быть нарушено правильное продолжение человеческого рода».

Декрет «объ отмене частного владенiя женщинами»

Полный текст декрета:
Согласно этому декрету все женщины от 17 до 30 лет объявлялись «достоянием народа», причем «за бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право на внеочередное пользование своей женой», но «в случае противодействия бывшего мужа в проведении сего декрета в жизнь, он лишается права, предоставляемого ему настоящей статьей».


Социалистический подход предусматривал бережливое отношение к отчужденному имуществу, пользоваться которым следовало с осторожностью: «Граждане мужчины имеют право пользоваться женщиной не чаще четырех раз за неделю и не более 3-х часов». Само собой, соблюдался классовый принцип: «Не принадлежащие к трудовому классу мужчины приобретают право воспользоваться отчужденными женщинами при условии ежемесячного взноса в 1000 рублей».

Предусмотрено было все, включая вопрос получившихся в результате детей: «Рождаемые младенцы по истечении месяца отдаются в приют «Народные ясли», где воспитываются и получают образование до 17-летнего возраста».

К счастью, этот документ не был принят. После возмущения горожан, члены Совета поспешили откреститься от декрета и приписать его авторство Михаилу Уварову, владельцу местной чайной, которого они сразу же убили.

Точно не известно, исходил ли этот декрет непосредственно от верхушки советской власти или был следствием безграмотности отдельных местных органов, а может и удачной фальсификацией, но как бы то ни было, этот документ не стал бы провокационным если бы не характеризовал настроение тех времен.

Тем более, что подобные документы существовали и в других регионах. Например, в Рязанской губернии власти в 1918 году издали декрет «О национализации женщин», а в Тамбовской в 1919 — «О распределении женщин». В Вологде же претворяли в жизнь такие положения: «Каждая комсомолка, рабфаковка или другая учащаяся, которой поступило предложение от комсомольца или рабфаковца вступить в половые отношения, должна его выполнить. Иначе она не заслуживает звания пролетарской студентки».

Нелегальные аборты


Хотя советская власть была за высокую рождаемость, она первая в Европе в 1920 году узаконила искусственные аборты. Это была вынужденная мера для борьбы с крайне опасными для жизни нелегальными абортами. Риск умереть от инфекции в результате аборта был в 60–120 раз выше, чем в результате родов. Бабушки-акушерки чаще всего орудовали прокаленными на огне вязальными спицами. Новосибирские газеты 20-х годов описывали все ужасы подобных «пыток».

Однако легальные массовые аборты сами по себе тоже представляли проблему. В 1926 году в России в больницах было сделано 102709 искусственных абортов.

Сексуальная революция была ошибкой


Заграничные ученики Фрейда с упоением писали о России, как о самой свободной в сексуальном плане стране. Но уже к 1921 году, было ясно, что следствием дезорганизации традиционного брачно-семейного уклада, социальной эмансипации женщин, ослабления института брака и основанной на нем сексуальной морали явились резкое увеличение числа абортов, рост проституции и венерических заболеваний. Сексуальную революцию объявили грандиозной ошибкой и попытались стереть из памяти народа, на что потребовалось немало времени.


Двенадцать половых заповедей


В 1924 году в свет вышла книга советского психиатра А. Б. Залкинда «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата», где говорилось, что любовь свободна. Но в брак рекомендовалось вступать не ранее чем в 20-25 лет. Неофициальный секс не приветствовался, половое разнообразие тоже. Кроме того, частые занятия любовью запрещались, ведь это могло истощить физиологические и творческие силы человека, которые он мог бы потратить с пользой для государства.

Двенадцать половых заповедей

Также «Заповеди» регламентировали вопрос ревности. Ее в отношениях двух взрослых людей быть не могло. Как не могло быть и элементов флирта, ухаживаний, кокетства и прочих методов завоевания. Но главное: «преддверием к половому акту должно было быть обострившееся чувство всесторонней близости, глубокой идейной и моральной спайки… Социальное, классовое впереди животного, а не наоборот!»

Все 12 заповедей:
Книга «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата» была очень популярна в стране советов, но все же это была лишь книга.

Не одними «Заповедями»...


Не только Залкинд открыта высказывался против свободной любви. Интересны были доводы некого партработника Маркова на конференции «По вопросам социальной гигиены» в 1924 году: «Я предупреждаю, что на нас надвигается колоссальное бедствие в том смысле, что мы неправильно поняли понятие „свободной любви“. В результате получилось так, что от этой свободной любви коммунисты натворили ребятишек... Если война дала нам массу инвалидов, то неправильно понятая свободная любовь наградит нас еще большими уродами».

Но такие доводы до поры до времени тонули в общем хоре одобрительных голосов. В СССР миллионными тиражами выходят книги и брошюры на эту тему (самая раскупаемая в 1925 году брошюра— некого Енчмиана «Сексуальные рефлексы»). Проводятся семинары. Темы одного из них были, к примеру, таковы: «1) Естественна ли сексуальность ребенка? 2) Как нам надлежит понимать и регулировать отношение детской сексуальности к труду?» В печати проводятся дискуссии о том, что «раньше дети играли в Красную Армию, а теперь игры похуже, а именно — сексуальные».

Прообраз шведской семьи


Обычным явлением того времени были комсомольские коммуны. На добровольной основе в такой «семье» обычно проживало 10-12 лиц обоего пола. Как и в нынешней «шведской семье», в подобном коллективе велись совместные хозяйство и половая жизнь. Вот что пишет по этому поводу наш современник психолог Борис Бешт: «Разделение на постоянные интимные пары не допускалось: ослушавшиеся коммунары лишались этого почетного звания. В отличие от шведского аналога, рождение детей не приветствовалось, так как их воспитание могло отвлечь молодых коммунаров от строительства светлого будущего. Если все же ребенок рождался, его отдавали в интернат... Постепенно половое коммунарство получило распространение по всем крупным городам страны». Доходило даже до того, что, к примеру, в коммуне Государственной библиотеки в Москве коммунарам предоставлялись не только одинаковые пальто и обувь, но и... нижнее белье.

Образцовой в этом смысле считалась трудовая коммуна ГПУ для беспризорных в Болшево, созданная в 1924 году по личному распоряжению Дзержинского. В ней насчитывалось около 1 тысячи малолетних преступников от 12 до 18 лет, из них примерно 300 — девочки. Воспитателями коммуны приветствовались «совместные сексуальные опыты», девочки и мальчики проживали в общих казармах. В одном из отчетов об этой коммуне писалось: «Половое общение развивается в совершенно новых условиях. Коллектив так усложняет отношения индивида с другими людьми, что оказывается невозможным застраховаться от смены партнера или от начала новых отношений. Вместе с тем совместная жизнь отвлекает воспитанников от противоправных поступков и дурных настроений». Таким образом, можно сказать, что коммуна в Болшево была (и остается) самой крупной «шведской семьей» в истории. Кстати, подобная практика существовала и в других детских домах и даже в пионерских лагерях.

Страшные последствия «сексуальной революции»


Следствием дезорганизации традиционного брачно-семейного уклада, социальной эмансипации женщин, ослабления института брака и основанной на нем сексуальной морали были очень даже плачевные. Отсутствие контрацепции и нормальной гигиены привело к росту числа брошенных детей, абортов, проституции, а также венерических заболеваний. Матери-одиночки из-за нищеты и позора решались на убийство своих собственных детей. Этому так же способствовало то, что выплата алиментов производилась лишь на протяжении шести месяцев и только при условии, если один из партнеров был безработным или нетрудоспособным.

Перед судом проходили десятки таких дел. Чаще всего беда случалась с деревенскими девушками, которые приходили на заработки в город. Боясь сплетен и гнева родителей, они поначалу утягивали свой живот, а потом уходили рожать в поле, в лес и там приводили в исполнение страшный приговор своему младенцу. Живого малыша зарывали: кто в снег, кто в землю, кто топил в канаве с водой, а совсем уж бессердечные мамаши даже бросали на растерзание собакам или свиньям.

Подбрасывали младенцев на улице: осенью 1926 года в Новосибирске ежедневно подбирали одного-двух малышей. Всего за 1926 год через дом матери и ребенка прошли 122 подкидыша, 49 детей, принадлежащих кормилицам, и 63 родительских ребенка. Смертность в детских домах была очень высокой. Только за один месяц 1925 года в новосибирском доме матери и ребенка умер 31 младенец. Так или иначе, матери приговаривали своих детей к смерти.

Брошенные дети как последствие «сексуальной революции»
Брошенные дети как одно из последствий «сексуальной революции» в СССР

Подобная распущенность не могла долго длиться, поэтому, к 1926 году теория «Стакан воды» подвергалась большой критике и гонениям, и уже в 1929 году злополучный пункт из устава убрали и начали пропагандировать пуританские взгляды на секс. Надо сказать, что эта пропаганда была весьма эффективна, и в 30-х сложилось совсем иное отношение к женщине.

В 30-е годы, идеал советской женщины, существенно отходит от теории стакана воды и от представлений Коллонтай. Советская женщина должна была теперь сочетать трудовые обязанности как в семье, так и во внешней сфере.

«От рассвета — к закату»


Так назвал свою статью немецкий психолог Вильгельм Райх, посвященную свертыванию сексуальной революции в СССР.

Индустриализация стала требовать того, чтобы индивид тратил свои силы не на сексуальные развлечения, а на строительство коммунизма. «Распущенность нравов» стала официально порицаемой. Общественное мнение снова стало склоняться к тому, что «семья — ячейка общества», а основа порядка — моногамность.

Не отставало от общественного мнения и советское законодательство. С принятием сталинской конституции потерял силу декрет «Об отмене брака». В 1934 году были запрещены аборты, в марте этого же года Калинин подписывает закон, запрещавший и каравший половые контакты между мужчинами. После этого начались массовые аресты гомосексуалистов в крупных городах СССР.

Сексуальное воспитание среди молодежи прекращалось, свертывались научные работы на эту тему. В СССР наступало время, когда любой гражданин мог с гордостью заявить: «В нашей стране секса нет...»

Табу на секс в СССР


Пропаганда пуританского отношения к сексу привела к тому, что после 1950 года практически восстановилось традиционное отношение к этому вопросу. Порицались добрачные и внебрачные связи. Также стоит отметить первые попытки ввести сексуальное просвещение, в первую очередь это касалось вопросов контрацепции.

Секс в СССР

В результате к 1970 году на секс в СССР было наложено табу. Но, это не значит, что его там не существовало. Несмотря на утверждения многих людей, что такого явления не было, большое количество дел по «аморалке» (аморальное поведение, обычно под этим подразумевалась сексуальная распущенность, а также измены) говорит о том, что сексуальные отношения не были чужды советскому человеку.

Законодательно запретов на занятие сексом не существовало. Но, ограничивалась проституция, а также за распространение порнографии была уголовная статья. Хотя, на пляжах, а также в поездах часто можно было купить наборы порнографических фотографий, стоил такой набор 10-20 рублей (Средняя зарплата в СССР на 1970 год - 115,17 рублей). Показателен пример из сферы искусства. Художникам не запрещали рисовать эротику, но при этом существовало правило «хочешь рисовать обнаженку, делай это красиво».

Леонид Брежнев, актриса Джилл Сэнт Джон и президент Никсон
Леонид Брежнев, актриса Джилл Сэнт Джон и президент Никсон

В то же время просветительская работа практически отсутствовала. По заверению многих женщин, молодость которых пришлась на 70-е годы им приходилось изучать практическую часть после заключения брака и делалось это методом проб и ошибок. Контрацепция была развита слабо, обычно она сводилась к «кончить в тряпочку». Но, презервативы все же появлялись в продаже, они были редкостью и делались из довольно прочной резины. Зачастую использовали их неоднократно, между использованиями обеззараживали, храня в растворе марганцовки. У многих людей той эпохи в ваннах хранились «банки с окровавленными пальцами», именно так на первый взгляд выглядел процесс обеззараживания.

В 1980-х годах секспросвет все же стал проникать в СССР, происходило это с западными фильмами и литературой. Постепенно люди стали более раскованными, что позволило «сексуальной революции» добраться и до страны Советов.

«В СССР секса нет»


Многие мифы связаны именно с этим высказыванием, хотя оно совершенно неверно. Произнесена она была во время телемоста между СССР и США организованном Владимиром Познером и Филом Донахью, который произошел в 1986 году.

Легендарная фраза «В СССР секса нет» бфла произнесена во время телемоста с Америкой

Американская участница интересовалась рекламой на ТВ. Она спросила: «У нас в телерекламе всё крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?» На что Людмила Николаевна Иванова ответила: «У нас в СССР секса нет… и мы категорически против этого». Но, далеко не все знают, что в общем хохоте скрылась дополняющая фраза от другой участницы: «Секс у нас есть, у нас нет рекламы».


Как итог


Как видите, отношение к сексу в СССР было неоднозначным и менялось в течение всего времени.

В самом начальный период существования СССР была официальная позиция, позволяющая бесконечные половые связи и разнообразие.

В поздний период общество к сексу относилось более однородно. Вслух как правило, об этом не говорили. Но, существовали некоторые зачатки секспросвета, где в общих чертах можно было узнать некоторые нюансы. Также некоторому просвещению способствовали жилищные условия, во многих случаях люди жили в коммуналках и малосемейках, что косвенно делало вопросы секса более открытыми.

Но, в целом секс подвергался обсуждению. Любые отклонения от общепринятой морали возбранялись, часто рассматривались и осуждались на партийных и рабочих собраниях. Известны случаи, когда ушедшего из семьи мужа просто принуждали возвращаться в семью под угрозой проблем на работе.

+4




Комментарии:
Написать комментарий